Система управления качеством

С учетом современных философских взглядов можно дать следующее определение категории «качество»: это объективная, существенная относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений.
Если философское определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю совокупность свойств продукции, то это определение качества, которое подают действующие нормативные и методические документы, определение качества как совокупности свойств и характеристик продукции или услуг, которые относятся к их способности удовлетворять установленные требования, ориентирован только на его применение по отношению к продукции или услуг.
Качество стало одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг развитых стран мира. Это требовало введения:
• единых законодательных требований;
• единых стандартов;
• единых процессов проверки для того, чтобы убедиться, что продукция (услуги) фирмы соответствует требованиям рынка.
Развитие контроля качества началось в 20-х годах ХХ века.
Во второй половине 20 века мир вступил в период переоценки ценностей, когда количественные показатели во многих сферах жизни уступили место качественным.
Бурное развитие управления качеством началось в 1950 году: доктор Эдвард Деминг из США был приглашен Японским союзом Ученых и Инженеров (JUSE) принять участие в программе восстановления японской промышленности. Е.Деминг призвал японцев применять к решению проблем системный подход. Позже этот подход стал известен как "цикл Деминга" - Планируй, Верши, Проверяй, Действуй.
К середине 70-х годов в европейских странах управление качеством сводилось к контролю качества продукции.
Однако подготовка стран к созданию общеевропейского рынка, выработка единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и услугами, требовали также начать разработку мероприятий в области управления качеством продукции и услуг.
Уже в 80-х годах наблюдается движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества.
Это сопровождается созданием национальных и международных организаций по стандартизации. В 1901 году был создан Комитет стандартов в Англии. К концу 20-х годов ХХ в. объективная необходимость привела к созданию подобных организаций в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. В 1928 году в Праге было основано ISA - Международная ассоциация национальных органов по стандартизации, которую в 1946 году было преобразовано в ISO - Международная организация по стандартизации (International Organization for Standartization).
Основной задачей ISO является поддержка разработки международных стандартов, тестирования и сертификации, направленных на развитие международной торговли качественными продуктами и услугами. Эта организация объединяет около 150 стран, с 2004 года Украина также входит в ISO. По данным Международной организации по стандартизации (ISO) в мире сертифицировано более 600 000 систем менеджмента качеством. Количество сертифицированных систем менеджмента качества в Италии охватывает около 100000 предприятий и организаций, в Великобритании - более 45000, Германии - около 25000, Франции - более 15000.
Международной организацией по стандартизации разработан ряд универсальных международных стандартов серии 9000, которые определяют систему управления качеством. Использование международных стандартов (МС) ИСО серии 9000 позволяет организации достичь таких преимуществ:
• лучшее понимание и согласованность деятельности в области качества во всей организации;
• гарантии постоянного использования системы качества управления в целом;
• совершенствование системы документации;
• повышение понимания у персонала аспектов качества;
• повышение производительности труда, и, следовательно, снижение затрат;
• создание фундамента для постоянного совершенствования деятельности.
В Украине введены международные стандарты ISO серии 9000 как национальные (ДСТУ ISO 9000:2001, ДСТУ ISO 9001:2001 и другие).

sertuficat jakosti
21 января 2009 Центр первым среди всех государственных учреждений области получил сертификат на систему управления качеством относительно предоставления образовательных услуг в соответствии с ДСТУ ISO 9001-2001.